О воспитании и развитии

О воспитании и развитии

 
Трудности переходного возраста

Подростковый возраст - период активного формирования мировоззрения человекаВ этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознаниечто оказывает сильное влияние на развитие личности в целомСамооценка является центральным новообразованием подросткового возрастаа ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность.

К подростковым трудностям относятсярезкое снижение учебной мотивациипотребность во взрослом общенииимпульсивность подростка.

Развитие учебной мотивации:

1. Интересуйтесь предметами ребенка,  которые он изучает в школе.
2. 
Не угрожайте и не унижайте ребенка.
3. 
Не говорите о школе плохо и не критикуйте учителей.
4. 
Отстаивая свое мнениеразговаривайте
с ребенком твердоно спокойно.

Воспитание устойчивого нравственного поведения:

Задача родителей -  помочь ребенку научиться регулировать свое поведениеОценка родителейсравнение с положительными героями кинолитературных произведенийпример значимого для подростка старшего товарища или взрослогоанализ поступков подросткарезультатов его деятельности – вот перечень путей решения этой задачи.
    
Развитие самостоятельности ребенка является важной предпосылкой устойчивого нравственного поведения.
Отрочество -  этап онтогенезанаходящийся между детством и ранней юностьюОн охватывает период от 10-11 до13-14 летсовпадающий в современной школе со временем обучения детей в 5-8 классах.
Всем родителям подростков надо помнить каждый день и часотрочество – самый взрывоопасный возрастподросток в это время – как раскаленная лампочка

Коррекция импульсивности:

· Определите условиякоторые оказывают на ребенка неблагоприятноевозбуждающее воздействие и не подвергайте ребенка этому воздействию.
· Давайте короткиечеткие инструкции при постановке задач перед  ребенком.
· Заранее обсудите с ребенком правила поведения в той или иной ситуации.
· Предоставляйте ребенку право выборапри этом он должен объяснить, чем обусловлен этот выбор
· Общаясь с ребенкомсохраняйте спокойствиеПомнитечто ему передается ваше эмоциональное состояние.

На развитие личности человека основное влияние оказывает его семьястиль семейного воспитания в котором воспитывается ребенок с момента рожденияОптимальным условием воспитания является сочетание требовательности и контроля с демократичностью и принятием.
Ребеноквыросший в любвиподдержкескорее адаптируется к обществуон более уравновешен и добр.

Правилаподдерживающие в семье бесконфликтную атмосферу:
· Поручите подростку делоподчеркиваячто вы уверены в его способности и силах.
·Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
·Необходимо прививать детям непреходящие ценностичестноститрудолюбияблагородствауважения к личности другого.
· Главным в отношениях между родителями и детьми является принцип двустороннего уважения.
· «Учите детей думать».
· Ограничениятребованиязапреты должны быть согласованы взрослыми между собой.
· Тонв котором сообщается требование или запретдолжен быть скорее дружественно-разъяснительнымчем повелительным.

Рекомендации родителям подростка
Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростковспособствует успехам в учебе и нравственному развитию.
Способность родителей слушатьпонимать и сопереживать. Уважение к подросткуобщение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостьюпривязанностьюлюбовьювосприимчивостьючлены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость.
Признание и одобрение со стороны родителей.
Доверие к ребенку.
Отношение к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
Руководство со стороны родителей. Наиболее функциональными являются те семьигде родители проявляют гибкостьприспособляемость и терпимость в своих взглядах и поведении.
Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражанияследовать тем же принципамкоторым учат детей.
Тесное сотрудничество со школой.
Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок.

  
10 советов родителям подростков
  
В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителейПодросткиособенно девочкиобсуждают поведениепоступкивнешний вид мам и папучителейзнакомыхИ постоянно сравниваютВ какой- то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерьюОн может быть для вас как приятнымтак и неприятнымТак чтоесли не хотите ударить в грязь лицомначинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.

Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком - взаимопониманиеЧтобы его установитьвы должны проявлять инициативу и не таить обидНе следуеткак идти на поводу у сиюминутных желаний ребенкатак и всегда противиться имНо если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочеринужно объяснить- почемуИ вообщебольше разговаривайте со своими детьмирассказывайте о своей работеобсуждайте с ними их делаигрушечные или учебныезнайте их интересы и заботыдрузей и учителейДети должны чувствоватьчто вы их любитечто в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или 
пренебрежения.

Поддерживайте уверенность детей в себев своих силахв томчто даже при определенных
недостатках (которые есть у каждогоу них есть свои неоспоримые достоинстваСтратегия родителей - сформировать у ребенка позицию уверенности«все зависит от меняво мне причина неудач или успеховЯ могу добиться многого и все изменитьесли изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтацияборьба воспитателя с воспитанникомпротивопоставление сил и позицийТолько сотрудничествотерпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Удивляйте- запомнитсяТоткто производит неожиданное и сильное впечатлениестановится интересным и авторитетнымЧто привлекает ребенка во взросломСила  но не насилиеЗнания  вспомнитенапримеризвечные «почему?» у малышейНа какую их долювы сумели понятно и полно ответитьУм  именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценитьУмения  папа умеет кататься на лыжахчинить телевизорводить машину… А мама рисуетготовит вкусные пирожкирассказывает сказки… Внешний вид-  его в большей мере ценят девочкиЖизнь родителейих привычкивзгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенкачем долгие нравоучительные беседыНемаловажное значение для подростков имеют и ваши доходыЕсли вы в этой области конкурентоспособныподумайте заранеечто вы можете положить на другую чашу весовкогда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.

Вы хотитечтобы ваш ребенок был крепким и здоровымТогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организмео способах сохранения и укрепления здоровьяЭто вовсе не 
означаетчто вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарствЛекарства -  
это лишь   «скорая помощь» в тех случаяхкогда организм не справляется самЕще Тиссо 
утверждал«Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарствано все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения»Главное- научить организм 
справляться с нагрузкамипрежде всего физическимипотому что они тренируют не только мышцы,но и все жизненно важные системыЭто труд немалый и регулярныйно за то и дается человеку «чувство мышечной радости»как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог 
ПФЛесгафтКонечнофизические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенкаКстатитолько физические упражненияв том числе и на уроках физкультурымогут смягчить вред от многочасового сидения за партойТак что не спешите освобождать ребенка от физкультурыЭто не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизниДаже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультуройтолько по специальной программеИ совершенно необходимочтобы ребенок
понималсчастья без здоровья не бывает.

Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьмиПо данным социологических опросовбольшинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделюИ как сюда втиснуть разговоры по душампоходы в театр и на природучтение книг и другие общие делаКонечноэто не винаа беда большинства родителейкоторые вынуждены проводить на работе весь деньчтобы наполнить бюджет семьиНо дети не должны быть предоставлены сами себеХорошоесли есть бабушки и дедушкиспособные взять на себя часть проблем воспитанияА если их нетОбязательно подумайтечем будет заниматься ваш ребенок в часысвободные от учебы и приготовления уроковСпортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренеромне просто займут времяа помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и уменияВ доме детского творчества можно научиться шитьстроить самолетыписать стихиПусть у ребенка будет свобода выбора занятияно он должен твердо знатьвремени на безделье и скуку у него нет.

Берегите здоровье ребенка и своенаучитесь вместе с ним заниматься спортомвыезжать на отдыхходить в походыКакой восторг испытывает ребенок от обычной сосискизажаренной на костреот раскрошившегося кусочка черного хлебакоторый нашелся в пакете после возвращения из лесагде вы вместе собирали грибыА деньпроведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиляпокажется мальчишке праздником более важнымчем катание в парке на самом «крутом» аттракционеТолько не пропустите моментпока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним деламМаленькому интересно самому мыть посудучистить картошкупечь с мамой пирогИ это тоже возможность разговариватьрассказывать
слушатьПропустили этот момент, «уберегли» ребенкачтобы не пачкал рукивсё: помощника 
лишились навсегда.

Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысличто эти темы запретныУклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную 
тревогуИ в то же время не надо давать детям ту информациюо которой они не спрашиваютс которой пока не могут справиться эмоциональнокоторую не готовы осмыслитьЛучший вариант  дать простые и прямые ответы на вопросы детейТак что и самим родителям надо всесторонне 
развиваться, не только в области своей специальностино и в области политикиискусстваобщей культурычтобы быть для детей примером нравственностиносителем человеческих достоинств и ценностей.

Не оберегайте подростков излишне от семейных проблемкак психологических (даже если 
произошло несчастьечья- то болезнь или уход из жизниэто закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоцииДля успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем- тоограничивать его желаниятем самымподготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущемИменно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личностиРоль взрослого человека состоитпрежде всегов томчтобы помочь ребенку стать взрослымто есть научить его противостоять действительностиа не убегать от нееОтгораживая ребенка от реального мирапусть даже с самыми благими намерениямиродители лишают его возможности приобрести жизненный опытнайти свой путь.

Никогда не лгите ребенкудаже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучииДети каким- то неведомым образом чувствуют ложь в любой формеА  томукто обманул раз-другойдоверия ждать уже не приходится.

Если вы уже успели наделать ошибок в воспитаниивам будет труднеечем в начале путиНо если в своем ребёнке вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитаниято получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.
Такие простые и ёмкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствахМудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качестваопираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.
Если вы поняличто были не правыпренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросахне бойтесь признаться в этом сначала себеа потом и ребенкуИ постарайтесь не повторять этой ошибки сноваДоверие потерять легкоа восстанавливать его долго и трудно.
 
Рекомендации родителям

Безусловновсе зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуальноПредлагаем несколько вариантов
· Создать нестандартную ситуациюкогда подросток ожидает с вашей стороны сопротивлениенедовериеа взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.
· Поддержать одно из увлечений подросткапо возможностинаправляя его (напримересли подросток экспериментирует со взрывчатыми веществамиподарите ему набор «Юный химик», в котором не предусмотрено опасных опытов и обеспечьте место для занятий). Немаловажным есть проявление заинтересованности родителей в хобби их детей.
· Учредить семейную традициюкогда семьясобираясь вечером вместеделится событиями,
 которые произошли с каждым из них в течение дня.

Советы психолога родителям подростков

1. 
Цените откровенность своих детейискренне интересуйтесь их проблемами.
2. 
Общайтесь на равныхтон приказа сработает не в вашу пользуДайте понятьчто Вы понимаете их.
3. 
Нельзя подшучивать над нимивысмеивать чувстваумаляя их значениеПостарайтесь отнестись к вашим детям с уважениемпомните об их ранимости и уязвимости.
4. Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивностибудьте спокойнысдержанныПомнитечто ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
5. 
Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительнымоскорбительным тономтем самым Вы унизите его самого.
6. 
Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростковведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
7. 
Пригласите его (ееподругу (другак себепознакомьтесь – это позволит вам получить объективноеболее правдоподобноеа не голословное представление о томс кем встречается ваш ребенокЛучшеесли Вы разрешите им встречаться у себя домачтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.
8. 
Расскажите им о себевашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком
 
Об отношении к детям с нарушениями здоровья
      Одна из первоочередных задач - формирование в обществеи прежде всего у подрастающего поколения толерантного отношения к детямсверстникам с недостатками в физическом и психическом развитии.
      
Сниженная способность учащихся данной категории к самостоятельному функционированиюособенности познавательной деятельности и личности в целом определяют специфику и качество педагогической помощи со стороны взрослых людей по принятию и включению детей данной категории в среду обычных сверстников и ближайшего окружения.
      
В условиях интеграции необходимо формировать у родителейнормально развиваю­щихся сверстников адекватные установки в отношении особого ребенкасмотреть на него как на человека с определенным потенциаломпринимать его такимкакой он естьсо всеми его особенностями.
       
Рекомендуется для здоровых детей провести беседуигрупомогающую им осознатьчто такой ребенок отличается от нас и внешнеи внутреннеОн не понимаетпочему он другойОн растет и развивается в силу своих возможностей и способностейОн ждет от взрослых и детей помощичтобы мы научи­ли его игратьобщаться.
          Аккуратный внешний вид «особого» ребенкаего чистота и опрятность вызывают симпатию у нормально развивающихся детейжелание с ним взаимодействоватьпоэтому педагогу рекомендуется формировать у ребенка привычку быть опрятнымносить чистую одежду и приучать осуществлять контроль за своим внешним видомДанное требование достигается систематичес­ким руководством со стороны педагога и единой системой требований в школе и семье.
     
Учащиеся с особенностями в развитии испытывают потреб­ность в позитивном отношениикак со стороны взрослыхтак и со стороны детейпоэтому педагогу необходимо более внимательноискреннедоброжелательно относиться к ним.
  
В классе для таких детей следует обеспечить положительное эмоциональное самочувствиеразнообразные контакты с другими детьми.
         
Для этой цели педагогу рекомендуется использовать следую­щие формыметоды и приемы:
1. 
Демонстрация здоровым детям сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливостьтрудолюбиестарательность). Такдля воспитанников с синдромом Дауна характерна аккуратностьдисциплинированностьдоброжелательность.
2. 
Создание ситуаций успехастимулирующих данную категорию детей к самостоятельностиПедагогу необходимо отмечать и положи­тельно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка
посмотритекакая красивая открытка получилась у Сашион старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
3. 
Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятель­ной жизни (овладевают профессиями маляраплотникаслесаряшвеи;
ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми).
4. 
Примеры достижений взрослых людей с интеллектуальной не­достаточностьюРекомендуется рассказывать детям биографию амери­канского актера Криса Берка с синдромом Даунакоторый за исполнение главных и эпизодических ролей в фильмах и сериалах удостоен различных наград и премийВ Нью-Йорке есть школаназванная в его честьКБерк активно участвует в музыкальных программахвыпуска­ет музыкальные альбомывыступает в школах и на конференцияхАктер и музыкант утверждает: «Иметь синдром Дауна – это не значитчто вы не можете достичь звезд или даже стать одной из них».
5. 
Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее местовыполнять общественные поручения).
6. 
Чтение специальной популярной литературысодержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.

Работу со здоровыми детьми по формированию установки принятия детей с особенностями возможно организовать с включением элементов тренинга. Логично выстроить структуру тренинга в виде нескольких основных блоков:
1. 
Просветительский блок:
аинформационный блок – призванный дать детям ответ на вопрос «что такое интегрированное образование», его основные принципыкаковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровьяпреимущества интеграции детей с ОПФРвозможные трудности и проблемы;
бзаконодательный блок – позволяющий получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частностио белорусском и международном законодательствеобеспечивающим право на равный доступ детей к образованию;
2. 
Так называемый психологический блок – призванный помочь здоровым детям решить проблемы и трудности психологического характера:
аразрушение барьеровстереотипов – предполагает рассмотрение существующих стереотипов к детям с особенностями и в общем к  людям с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидностивыработку основных направлений по разрушению барьеров;
бразвитие толерантностиформирование позиции принятия другого.
   
Основная цель занятий – формирование установок понимания и принятия чужого мненияумение эмпатироватьэлементарно налаживать контакты.
Преимущества совместного общения детей с ОПФР и здоровых детей.
  
Как для детей с ОПФРтак и для здоровых ребят интеграционная система имеет преимущества:
социального характера:
развитие самостоятельности через предоставление помощи;
обогащение коммуникативного и нравственного опыта;
формирование толерантноститерпенияумения проявлять сочувствие и гуманность;
психологического характера:
исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности;
медицинского характера:
подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;
исключение социальной изоляцииусугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;
педагогического характера:
рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей  друг с другом);
активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.
Рекомендации для здоровых детей
Необходимо осознатьчто такой ребенок отличается от нас и внешнеи внутренне.
Он не понимаетпочему он другой.
Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей.
Он ждет от взрослых и детей помощичтобы мы научи­ли его игратьобщаться.
Рекомендации для родителей
нормально развиваю­щихся сверстников
1. Сформировать адекватные установки в отношении особого ребенка.
2. 
Смотреть на него как на человека с определенным потенциалом.
3. 
Принимать его такимкакой он естьсо всеми его особенностями.
А на современном этапе перехода к интегрированному образованию формирование толерантного отношения к лицам с особенностями является важнейшей задачей образованияКаждый ребёнок хочет быть счастливымв том числе и ребёнок с особенностями. И в первую очередь он счастлив от той психологической  средыв которой живёт и растёткогда он окружён заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.

      Ссорятся родители – страдают дети

       В каждой семье случаются ссоры. И это нормально. Но одни люди используют энергию ссоры в конструктивных целях, грамотно высказывая претензии друг к другу и безотлагательно идя на примирение, а другие разрушают свои же собственные отношения, дуясь на партнера по нескольку дней подряд, используя любую подходящую возможность для того, чтобы показать любимому, «как он неправ», и – самое страшное, – втягивают в свои ссоры детей.
      Подлинные причины противоречий в семьях трудно обнаружить, так как они могут быть вытеснены из сознания, скрыты за надежной психологической защитой, замаскированы остротой эмоциональных переживаний. Конфликты наслаиваются друг на друга, так как их истинные причины не осознаются, не обсуждаются и не устраняются, а ведут к нарастанию разногласий, усилению неприязни и отчуждению. Формируется образ конфликтной семьи, где общие интересы отодвигаются на второй план, постоянные ссоры травмируют психику, порождают обиды, длительные стрессовые состояния.
        При возникновении конфликтов в семье больше всех страдают дети.
         В конфликтующих семьях влияние на детей проявляется не прямо, как в случаях семей с явно асоциальным поведением (алкоголиков, наркоманов и т.д.), а косвенно. Такое влияние неизбежно сказывается на личности ребенка.
В данной ситуации возможны три варианта развития событий:

 Молчаливый свидетель

Малыш становится свидетелем родительских размолвок, скандалов, нападок друг на друга.

Объект эмоциональной разрядки

Ребенок может стать «громоотводом» — объектом эмоциональной разрядки обоих родителей.

 Орудие разрешения семейных ссор

Малыш может стать орудием, «козырем» в разрешении конфликта.

                                     Молчаливый свидетель

          Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития малышей. Часто они не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры скажутся на психике малыша, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему.
        Чувство защищенности, испытываемое малышом в семье, рождает в нем впоследствии уверенность в себе и доверие к миру. А стабильность в отношениях взрослых становится одним из необходимых условий защищенности. Частые ссоры и бурное выяснение отношений в семье приводят к потере малышом ощущения надежности и защищенности. Им овладевает чувство тревоги, а затяжные конфликты ведут к еще более сильной психической травматизации. Ребенок испытывает страхи, подвержен ночным кошмарам, замыкается в себе, становится нерешителен, не может оценить своих способностей. Маленькие дети, да и подростки тоже, не могут понять сложности и противоречивости отношений между людьми. В их сознании любимый человек — всегда хороший. Малыш любит обоих родителей и воспринимает их конфликты и взаимные обвинения как крушение мира. Маленькие дети не могут объяснить причины конфликта и в душе принимают вину на себя. Мучаются, не умея выразить свое состояние, не умея поделиться своими переживаниями. Душевная травма ребенка может привести к невротическим расстройствам — ночному энурезу, тикам, страхам, расстройствам внимания и т.д. Все свои силы малыш тратит на переживание стрессовой ситуации. Более того, ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, чувству неприязни к родителям, которое может переноситься на других людей и стать устойчивой характеристикой поведения ребенка. Многие родители считают, что для ребенка болезненны только открытые конфликты, — ссоры, свидетелем которых он является. Однако наличие неразрешенных конфликтов ничего по сути не меняет. Тщательно скрываемое напряжение, фальшивая вежливость, эмоциональная отчужденность или даже враждебность, гробовое молчание супругов могут быть значительно более разрушительными для психики ребенка, чем открытый скандал.   
                                      Объект эмоциональной разрядки
        Недовольство супругов друг другом и накопленное раздражение, обиды, неприязнь и даже враждебность нередко выплескиваются на малыша. Ребенок, похожий на отца внешне или манерой поведения, может стать объектом постоянного недовольства со стороны матери, которая проецирует на него свою неудовлетворенность браком. Она перестает реально воспринимать поведение ребенка, оценивать его индивидуальные особенности, видит только плохое: нарушение запретов, нарочитое поведение, вызов. Видимость воспитания оборачивается нетерпимостью, недоверием, негативными эмоциями или даже прямой агрессией по отношению к нему. Часто папа и мама используют также и другую стратегию устранения взаимного недовольства. Они прибегают к усиленной заботе, привлечению малыша на свою сторону, ограничивая общение с другим родителем. Гиперопека, вседозволенность могут быть продиктованы не заботой о нем, а боязнью одиночества, тревогой за собственное будущее, стремлением повысить свою роль и значение в семье. Подобная стратегия больше характерна для матерей. Перенос решения собственных проблем на детей создает еще более тяжелую психотравмирующую ситуацию для ребенка. Негативные эмоции по отношению к нему, несоразмерные требования к его поведению или, напротив, полное принятие всех его проявлений не позволяют ему реально оценить свое поведение и отношения с окружающими.    Когда родители используют малыша, как «громоотвод», они предъявляют различные требования к нему, непоследовательны в своих действиях и выражениях эмоций. Подобный конфликт усугубляет ощущение неуверенности, ненадежности человеческих отношений, приводит к сомнениям в собственной ценности и возможностях ребенка.
        До некоторой степени решение конфликта за счет малыша снижает напряженность в семье, но принципиально не решает проблемы, тогда как цена поддержания хрупкого равновесия между супругами очень велика.
                                     Орудие разрешения семейных ссор
       Еще один повод для семейного конфликта — сам малыш. Невозможность разрешить свои противоречия толкает родителей к поощрению или наказанию малыша за такое поведение, которое бы доказывало правоту воюющих сторон.
        Ребенок должен быть хорошим, таким, как хочется родителям, но при этом представления — а что, собственно, означает быть хорошим, — у обоих супругов различны. Ребенок не может быть самим собой, жить в согласии со своей индивидуальностью, а должен отвечать противоречивым стандартам родителей. При этом родители могут начать диктовать условия. «Я тебя такого непослушного не люблю», — говорит мама, а папа утверждает: «Паинька никогда не вырастет настоящим мужчиной!». В обоих утверждениях содержится непринятие ребенка, его порицание, но требования к его поведению при этом различны. За этим противоречием может лежать неприятие женой безапелляционности мужа, его жесткости, скупости, редких проявлений чувств, а у отца — недовольство супругой, считающей свои представления единственно верными, не терпящей возражений, не понимающей особенностей мужского поведения. Вместо того, чтобы попытаться достичь взаимопонимания или взаимного принятия, родители решают свой конфликт за счет ребенка.
        Нередко родители разрывают малыша на части не только своими требованиями, но и вопросами типа: «Кого ты больше любишь — меня или папу?» или призывают его принять сторону одного из родителей в ссоре. Ребенок любит обоих родителей, но он не может открыто проявить свои чувства, поэтому начинает лицемерить, оказывать содействие то одному, то другому родителю и при этом учится извлекать выгоду из такого положения. Чтобы получить поддержку малыша, родители готовы действовать любыми средствами — лаской, излишней откровенностью, подарками, обещаниями. Они надеются, что повзрослевший ребенок все поймет, оценит правильно и рассудит их. Однако зачастую такой малыш позже потеряет четкие ориентиры, и у него сложится представление, что извлекать из любой ситуации свою пользу — нормально и достойно. При этом ребенок не может ничего изменить — он вынужден жить в этой противоречивой среде.
        Продолжающийся конфликт родителей, перенесенный на ребенка, может привести к его эмоциональным расстройствам в виде беспокойства, пониженного настроения, нарушений сна и аппетита. Малыш может как-то отреагировать на отношение к нему родителей — непослушанием, протестом, агрессией, — тогда как на отношения между родителями он реагировать не может.
        Таким образом, при любом неблагоприятном типе протекания семейных конфликтов у ребенка формируются конфликты внутриличностные: эмоциональная нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Более того, ребенок может усвоить сценарий конфликтного поведения как единственно возможный способ разрешения проблем. Этот сценарий может воспроизводиться в его будущих семейных отношениях и в отношениях с другими людьми, что обуславливает трудности в его будущей социальной жизни.

         Главное — не избегать ссор, а научиться разрешать их конструктивно.

                
     При любой ссоре родители должны сдерживать себя, поскольку супружеские конфликты причиняют наибольший вред детям. Если ссора возникла в присутствии детей, ее следует завершить позитивно, так, чтобы дети видели, что вы помирились, ваш союз восстановлен, им ничто не угрожает.
      Очень важно после ссоры приласкать друг друга, может быть, поцеловать, — все зависит от того, как в вашей семье принято проявлять свои чувства.
                               Как сохранить душевное спокойствие
   Определите проблему, пользуясь нейтральным языком, не «набрасывайтесь» друг на друга. Огульная критика и унижение друг друга не помогают.
     Скажите вашему супругу/супруге, что вы от него ожидаете, что он/она должен сделать. Будьте точны. Объясните свои чувства, начиная предложения словами: «Мне хотелось бы» или «Я чувствую, что». Не пользуйтесь словами, вынуждающими обороняться, например, «Почему ты…», «Ты всегда…», «Ты никогда…».
    Придерживайтесь возникшей проблемы (не говорите о прошлых). Спросите у супруга/супруги, каковы его/ее предложения по решению этой проблемы.
     Старайтесь «сдерживать» язык в присутствии детей. Сдерживайте желание обзывать мужа/жену, оскорблять, если не хотите, чтобы дети потом это повторяли.
      Покажите, что вы себя уважаете, поэтому говорите спокойно, но уверенно в момент ссоры.
   Старайтесь не обвинять ни супруга/супругу, ни других, лучше сконцентрируйтесь на решении проблемы. Не создавайте у ребенка впечатления, что проблемы — это всегда чья-то «вина», лучше скажите: «Я тебя слышу, но я не согласна. Что нам придумать?» Такое поведение поможет ребенку понять ценность «переговоров»; кроме того, они приобретают чувство контроля над проблемами, которые надо решить.      Таким образом, дети не будут чувствовать себя во власти обстоятельств.
     Не угрожайте попусту, т. е. не говорите то, что вы никогда не сделаете, например, «если ты еще раз так сделаешь, я никогда в жизни не буду с тобой разговаривать» (что опять же нелегко в разгар ссоры). Поймите: все, что вы говорите, иногда воспринимается совершенно буквально, если подслушано «маленькими ушками».
    Не забудьте сказать вашим детям, что конфликт, при котором они присутствовали, исчерпан. Неразрешенные конфликты могут весьма травмировать психику детей.
      Подумайте дважды, прежде чем отрицать, что что-то не в порядке, если вас об этом спрашивает ребенок. Дети часто чувствуют «напряжение в воздухе», даже если им говорят, что все в порядке. Некоторые родители с самыми благими намерениями стараются «прятать» от детей все конфликты, чтобы не травмировать их. Однако это может лишить детей возможности наблюдать, как развиваются отношения, и учиться тому, что все должны участвовать в решении проблем. У многих детей чувство своей безопасности рождается из знания, что родители сумеют решить все проблемы, даже если они и не всегда согласны с этим решением.
      Старайтесь, чтобы ваши объяснения были простыми. Дети могут считать себя виноватыми в том, что вы сердитесь, если истинную причину вашего гнева вы не объяснили им.
      Говорите своим детям, что любые чувства имеют право на существование (но добавьте, что это не означает, что любое поведение имеет такое право). Затем покажите им, что вы имеете в виду, поощряя их выразить собственные чувства. Пусть ваши дети слышат, что у вас был напряженный день. Пусть они видят, как вы успокаиваете мужа после трудного рабочего дня. Дети должны понять, что дом — это безопасное место и что плохие чувства бывают у всех.
      Вы будете ссориться реже, если поймете, что вовсе не обязательно ваш супруг/супруга должен все делать точно так же, как вы, хотя очень хорошо, если вы будете согласованно решать основные проблемы. И детям очень полезно, если с самого раннего возраста они начнут учиться приспосабливаться к стилям жизни различных людей.
       Назначайте друг другу свидания! Вы заслуживаете больше внимания друг к другу.

                             Искусство общения: позитивный стиль

        Непонимание в общении — главная причина ссор, конфликтов и разочарований. Корректное общение и правильное понимание собеседника приводит к комфортному контакту между людьми. Неважно, это дружеское общение, деловое или семейное. К любому взаимодействию нужно быть готовым.
Какие же проблемы чаще всего возникают при общении?
         Манипулирование партнёром ради собственной выгоды, в конечном итоге приводит к недоверию и отторжению. Общение должно выстраиваться на честности и искренности, только в этом случае, можно рассчитывать на контакт и плодотворное взаимодействие.
        Постоянное напоминание о прошлых ошибках нагнетает чувство вины и неловкости. Человек не будет терпеть постоянно эти дискомфортные ощущения, через какое-то время он просто отдалится или вовсе прекратит общение. Прощать надо искренне и ни в коем случае, в будущем, не спекулировать этим.
        Старайтесь корректно отвечать на поставленные вопросы. Если постоянно избегать ответов на нежеланные для Вас темы, собеседник останется неудовлетворённым, он будет чувствовать, что его игнорируют и, в конечно итоге, прервёт всякие контакты.
        Постоянное недовольство создаёт напряжённую атмосферу и вызывает эмоциональный дискомфорт. Такое общение будет нагнетать тоску и опустошённость, поэтому общение с таким человеком будет нежеланным. Прежде всего, создавайте себе хорошее настроение, и тогда люди к Вам потянутся.
        Научитесь слушать своего собеседника, порой, это намного важнее, чем высказать своё мнение. Все люди хотят быть услышанными и понятыми. Умение слушать — это золотое качество для хорошего собеседника.
        Не критикуйте других людей, не вешайте ярлыки. Это может отпугнуть собеседника и уж точно не поспособствует доверительному отношению.
         Не стоит заваливать собеседника множеством вопросов — это утомляет. Искренняя заинтересованность тоже имеет границы. Не углубляйтесь дальше того, что Вам позволяют. Не пытайтесь залезть в личное пространство человека.
        Общение с позитивным, корректным и искренним человеком — всегда доставит радость и удовольствие. Настраивайтесь на общение в зависимости от характера и настроения собеседника, тогда взаимодействие будет комфортным и продуктивным.
Как сделать общение приятным?
        Внесите в него позитивные нотки. Нас всегда окружают заботы, проблемы, дела. И так важно среди повседневной суматохи найти источник радости и света. Каждый человек, вступая в общение, хочет найти поддержку и понимание. Если Вы хотите сделать общение приятным и комфортным, научитесь понимать и слушать. Избегайте жалоб на судьбу и нытье. Не создавайте образ несчастного человека, это отпугивает людей и притягивает в Вашу жизнь негативные события.
        При встречах с людьми делитесь интересной и позитивной информацией, рассказывайте о поездках и увлечениях, интересных встречах и неординарных событиях. Если Вы касаетесь каких-то личных проблем, не застревайте на негативной информации, лучше ищите способы разрешения ситуации. После этого Ваш собеседник сам решит, в качестве кого ему взаимодействовать с вами: в качестве наставника или ученика. Дайте возможность человеку выбрать ту роль, которая ему нравится.
       Проявляйте интерес к событиям и ощущениям собеседника, умейте спокойно выслушать, не перебивая. Почувствуйте, чего хочет человек: сочувствия и поддержки или наставлений и советов. Внесите в разговор юмор и остроумие. Будьте чувствительны и сердечны в разговоре. Не говорите плохо об отсутствующих знакомых. Научитесь делать комплименты. В каждом человеке можно найти положительные стороны. Отметьте это в разговоре, сделайте комплимент, поддержите человека. Главное, чтобы это было искренне.
        Внимательно наблюдайте за человеком, за тем, как развивается беседа, и Вы обязательно найдёте повод похвалить его. Приятно будет и ему, и Вам.
Помните, для того, чтобы подарить людям радость, нужно самому быть позитивным и счастливым, поэтому делайте то, что Вам нравится, окружайте себя прекрасным, удивляйтесь мелочам.
                   Счастье повсюду, нужно просто научиться видеть его.

Основные принципы общения родителей с ребенком
• Пусть ребенок знает, что вы в нем заинтересованы и в случае необходимости всегда ему поможете.
• Если ребенок хочет с вами поговорить, выключите телевизор и отложите газету.
• Самое лучшее общения между вами и ребенком будет тогда, когда вы наедине.
• Не ставьте ребенка в неловкое положение в присутствии чужих людей и не унижайте его. Это приведет лишь к недовольству со стороны ребенка и вражде с вами.
• Не разговаривайте с маленьким ребенком с высоты вашего роста. Опуститесь до высоты роста вашего малыша, чтобы ваши глаза были на уровне его глаз, и тогда разговаривайте.
• Если вы очень рассержены поведением ребенка, старайтесь не разговаривать с ним, пока не успокоитесь, чтобы не наговорить лишнего. Поговорите с ним, когда успокоитесь.
• Если вы очень устали, вам придется приложить дополнительные усилия, чтобы выслушать ребенка. Это тяжело, но если ребенок хочет вам что-то рассказать, вы должны заставить себя выслушать его.
• Слушайте внимательно и вежливо. Не прерывайте ребенка, когда он пытается рассказать свою историю.
• Не спрашивайте » почему», а спросите «что случилось».
• При разговоре с ребенком избегайте фраз: «Скажешь, когда я закончу.» «Я знаю, что для тебя лучше.» «Просто делайте то, что я говорю и решишь проблему». Не читайте нотации и нравоучения, они не приводят к открытому общению.
• Не обзывайте ребенка словами тупой, глупый, ленивый. Не говорите ему: » Что ты знаешь? Ты всего лишь ребенок», «То, что ты делаешь, глупо и не имеет смысла.»
• Помогите ребенку спланировать некоторые шаги для решения проблемы.
• Покажите ребенку, что вы принимаете его таким, какой он есть, независимо от того, что он делает и как себя ведет.
• Чаще хвалите ребенка, дайте ему почувствовать, что вы его любите и цените.

Рекомендации родителям при трудностях обучения ребёнка в школе

• Главное – абсолютное принятие ребенка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме.
• Постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребенок при переходе из начальной школы в основную. Не отказывайте ребенку в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо ребенка, делайте вместе с ним, приучайте его самостоятельности. Помогите пятикласснику запомнить имена, отчества и фамилии учителей-предметников.
• Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если Вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником.
• Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
• Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья из класса, приглашайте их в свой дом.
• Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.
• Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте сравнивать его другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.
• Когда, откуда и в каком виде ни вернулся ваш ребенок домой, ВСТРЕЧАЙТЕ ЕГО С ЛЮБОВЬЮ.
• Читайте литературу, посвященную воспитанию детей.
• Быть родителем не обязанность и не профессия. Это естественная человеческая потребность.

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
1. Проверьте, правильно ли организованно рабочее место ребенка 
- Рабочее место должно быть достаточно освещено.
- Источник света должен находится спереди и слева, что бы на тетрадь не падала тень от головы и руки.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки
- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1.5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
- Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы.  Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола,   пока не приготовит все  уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка, время   непрерывной работы не должно превышать 15-20  минут. К концу начальной школы - до 30-40 минут.
- На перерыв достаточно 5 минут, если он будет наполнен  интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки,  наклоны и т.д.) 
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.
- Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение  дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
- Можно предложить проверить её, исправить ошибки, но переписывать её не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
6. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
- Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснять то, что осталось непонятным.
7. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если что-то  он не понял, или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
- При выполнении домашнего задания дети могут  допускать много ошибок, помарок от неумения распределять  внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
8. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.  
- Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ при столкновении с таким явлением, как БУЛЛИНГ (притеснение ребёнка в школе)

Аутсайдер (жертва буллинга)
*не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
*не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
*одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт;
*по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке илипридумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
*задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне
*у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
*выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
*выпрашивает или тайно крадёт деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
*приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
*выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор (булли):
*вспыльчив, неуравновешен (дерётся, обзывается, ябедничает, кусается);
*типичным агрессором, как правило, является ребёнок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье;
*ребёнок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми;
*в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников);
*приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления;
*группируется со старшими подростками;
*имеет садистские наклонности;
*в мгновение ока переходит от довольства к злобе;
*в игре навязывает друзьям свои правила;
*злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их;
*игнорирует указания и легко раздражается;
*введет себя так, будто ищет повод к ссоре;
*не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

   Рекомендации для родителей:
   Как помочь своему ребёнку не стать жертвой школьного буллинга  и ставшему жертвой школьного буллинга

Как узнать, что ребенок стал жертвой школьной дедовщины?
       При любой возможности он старается не пойти в школу или возвращается оттуда в подавленном состоянии.
Стал обидчивым, раздражительным или агрессивным без очевидных причин.
На фоне замкнутости часто возникают недомогания – от кишечных симптомов до температуры при отсутствии серьезного заболевания.
У него нет друзей в классе, он практически не говорит о событиях в школе.
Болезненно реагирует на разговоры о дедовщине.
Если инцидент уже произошел…

      Надо отвести ребенка к психологу (причем иногда лучше обратиться не к школьному, а к стороннему специалисту). Надо постараться обучить ребенка умению постоять за себя – как в физическом, так и в моральном плане. Как только дети чувствуют, что их жертва в состоянии защитить себя, они перестают преследовать ее. Поэтому здесь вполне возможно вмешательство родителей на уровне школьной администрации. К сожалению, бывают случаи, когда проблему детского бойкота может решить только перевод в другое учебное заведение или даже переезд.
Родителям надо знать:
1.Что их ребенок может быть подвержен школьной и даже детсадовской дедовщине.
2. Что дедовщина процветает не только в армии.
3.Что никакой гарантии, что их ребенок не попадет в группу риска по дедовщине, у них нет. Поэтому любого ребенка, начиная с первого класса, необходимо предупредить, что его могут дразнить и высмеивать одноклассники, и не только дразнить, но и даже бить.
Если же в самом деле что-либо из этого с ним вдруг произойдёт, он тут же, немедленно, должен рассказать об этом учителю и родителям.
Для того чтобы как-то предотвратить попадание ребенка в группу риска по школьному буллингу, посоветуйте ему:
Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода.
Не хвастаться - не своими успехами, не своими родителями, не своими электронными игрушками.
Не зазнаваться.
Не задираться.
Не показывать свое превосходство над другими.
Не демонстрировать свою элитарность.
Не ябедничать.
Не подлизываться к учителям.
Не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам человека, короче говоря, не плыть против течения своего «коллектива».
Не давать повода для унижения чувства собственного достоинства.
Не демонстрировать свою физическую силу.
Не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или какими-то физическими дефектами. Не показывать свою слабость.
Посоветуйте еще также ему:
Найти общий язык с каждым учеником в своём классе.
Отыскать себе друга среди ровесников. Еще лучше не одного, а сразу несколько настоящих друзей.
Приглашать одноклассников в гости.
Не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками.
Научиться проигрывать и уступать, если он, в самом деле, не прав.
поделиться в: