Стресс: как его преодолеть?
Если человек умеет избавляться от отрицательных последствий стресса, то это явление может иметь положительное значение в виде приобретенного пусть даже отрицательного опыта. Но этого чаще не происходит, и эмоциональное напряжение накапливается в мышцах. Овладение способами снятия накопившегося напряжения – один из способов борьбы с губительными последствиями стрессов. Не умаляя значения этого подхода, отметим, что эффективнее всегда бороться с причиной, чем со следствием.
Психологический стресс могут вызвать любые значимые жизненные обстоятельства: урок, общение с друзьями, предстоящий разговор с родителями или учителем, правила или отметки, покупка нового платья и т.д. Будет неправильным считать, что стресс – это плохо. Действительно, в состоянии стресса могут наблюдаться ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерная двигательная активность, либо заторможенность и т.д. Но стресс и приумножает силы человека, мобилизуя его внутренние ресурсы для преодоления возникшего препятствия, достижения поставленной цели. Положительные эффекты проявляются в повышении работоспособности. Можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. Именно стресс помогает достичь успехов в спорте, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание. Когда мы сталкиваемся с трудностями, то, пытаясь преодолеть их, испытываем либо горечь неудачи, либо радость победы. Когда же проблем нет, мы зачастую испытываем утрату интереса и ощущаем апатию. Селье отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса, подчеркивая его положительное значение и человеческую индивидуальность. Он полагал, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивал его отсутствие к смерти.
Способы снятия стресса:
Физические упражнения
Советуем вам погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис.
Расслабление
а) сядьте поудобнее или садитесь, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением;
б) чередуйте напряжение мышц с их расслаблением ( 5-7 секунд напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура снимает стресс и способствует крепкому сну.
Отрыв от повседневности
а) поездка в отпуск или на выходные дни. День или два вдали от дома обеспечат необходимый для восстановления сил перерыв, дадут возможность со стороны посмотреть на ваши проблемы и существенно ослабят стресс.
б) театр, кино, телевидение, книги. Хороший фильм, интересная телепередача или книга могут ослабить стресс;
в)образы. Представьте себе приятную, мирную картину. Это может быть озеро, луг, пляж, лес, река, пустыня или любое другое место, которое вам действительно нравиться. Почувствуйте все цвета. Звуки и запахи. Сохраняйте образ в течение нескольких минут;
Массаж
Эта процедура полезна и когда ее проводят близкие специалисты, и когда вы занимаетесь этим сами. Самомассаж головы, шеи, плеч и ступней приносит мгновенное облегчение.
Снижение темпа жизни
Один из самых простых способов уменьшить стресс - это просто снизить темп жизни.
Пересмотр жизненных позиций
Не стоит тратить время и энергию на достижение цели, которая на самом деле не так уж важна для вас.
Памятка Поведенческие признаки жестокого обращения с несовершеннолетними
Младенцы и дети раннего возраста:
изолированные, замкнутые, не ожидают участия, пристальная наблюдательность, боязнь идти на контакт, прилипчивое поведение, кажущиеся признаки аутизма, в депрессии, неэмоциональные
Дошкольники:
робкие, перепуганные, стараются угодить, реверсирование роли, физические признаки стресса, агрессивны с другими детьми
Школьники:
“маленькие помощники”, сложность соотношения, хроническая
паника, страх (его отсутствие) перед родителями, излишние
элементы одежды
Подростки:
враньё или воровство, драки, агрессивное поведение, злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами, прогулы школы/самовольное отлучение, плохие межличностные отношения, социальная замкнутость
Дети, чьими потребностями пренебрегали
• Заброшены
• Плохо питаются и обезвожены
• Не наблюдаются у педиатра
• Опасное физическое окружение
• Оставлены без присмотра
• Нехватка физического ухода/гигиены
• Плохо одеты
• Пренебрегают образованием
• Эмоциональный вакуум
Поведенческие и эмоциональные признаки у ребёнка, чьими потребностями пренебрегают
Отстаёт в развитии во всех областях
• Невосприимчивый, тихий, апатичный, медленный
• Не заинтересован в межличностных отношениях
• Кажется голодным, уставшим и сонным в школе, крадёт еду
• Неконтролируемый
• Плохо учится
Памятка
Жестокое обращение в эмоциональном плане
• Отвержение
• Присутствие при домашнем насилии
или плохом обращении с братом или сестрой
• Вселение паники/терроризирование
• Эксплуатация или растление
• Отказ в эмоциональной близости
• Изолирование
• Ограничение свободы передвижения
• Отказ в удовлетворении потребностей
Оценка жестокого обращения в эмоциональном плане
1) Счастлив ли ребёнок, продуктивен ли, хорошо ли чувствует себя по признанным в данной культуре нормам?
2) Являются ли поведение и действия ребёнка анормальными? Есть ли задержки в развитии или признаки депрессии?
3) Длительная и хроническая модель родительского поведения?
4) Ставятся ли ребёнку какие-либо препятствия, которые мешают ему функционировать в соответствующей его возрасту манере?
Причины предоставления неверной информации
• Некоторые родители не считают, что с ними жестоко обращались когда они были детьми.
• Они с ранних лет знают, что критика или жалобы на поведение родителей приводят к еще худшему обращению.
• Некоторые могут отрицать факт жестокого обращения и вместо этого поддерживать иллюзию того, что родители на самом деле очень хорошо к ним относились, чтобы сохранить позитивное мнение о себе, своих родителях и своём детств.
Эмоциональная рана может быть настолько глубокой, что родители могут даже не помнить жестокого обращения.
Взрослый, чьими потребностями пренебрегали в детстве может не знать, с чем сравнить свой опыт.
Совсем немногие могут признаться “да, моими потребностями пренебрегали”
ПАМЯТКА
По мнению родителей, «хороший» социальный работник...
Умение слушать родителей и понимать их точку зрения - исследование показывает, что этот фактор, кардинальным образом влияющий на успех процесса.
§ Способность поддержать позитивный настрой по отношению к родителю, умение не оценивать его заранее.
§ Способность поверить в то, что родитель может измениться, невзирая на все проблемы, имевшиеся в прошлом.
§ Способность оказывать конкретные услуги (например, помочь обеспечить едой, одеждой, пристанищем, необходимой мебелью).
§ Умение общаться с родителями честно и прямодушно. Способность доводить начатое дело до конца.
§ Способность оставить семье столько самостоятельности в действиях, сколько возможно.
§ Умение активно исследовать сильные стороны родителей, чтобы основывать на этих сильных сторонах свои варианты решения тех проблем, которые привели к насилию или пренебрежению нуждами ребенка.
§ Умение поощрять и хвалить родителей за их успехи и за продемонстрированные сильные стороны
Как социальный педагог своими действиями может повысить сопротивление родителей:
* Социальный педагог может проявить культурную нечувствительность. Педагоги могут быть слишком фамильярными с родителями, могут пренебрегать распределением ролей в семье в зависимости от пола или возраста и т.п.
* Социальный педагог может использовать специальные термины, которых родитель не понимает. Это может показаться проявлением высокомерия, или пренебрежением к потребности родителей понимать, что говорит социальный педагог.
* Социальный педагог может неправильно понимать точку зрения родителя на его проблемы или на потенциальные решения этих проблем. Это повышает отчуждение и увеличивает у родителей ощущение, что педагог что-то делает с ними, а не вместе с ними.
* Социальный педагог может демонстрировать карающее, властное или угрожающее отношение к родителям.
* Социальный педагог может чересчур акцентировать проблемы семьи, пренебрегая ее сильными сторонами.
* Социальный педагог может выражать грубое, осуждающее отношение к родителям. Осуждающее отношение часто повышает сопротивление, и понижает возможность найти взаимопонимание. Родитель может захотеть просто отвергнуть социального педагога, а, отвергая его, он лишается доступа к услугам, которые ему необходимы для улучшения своей семейной жизни.
* Социальный педагог может использовать запугивание, а не защищающую власть. Чрезмерное использование своей власти, когда это не нужно, чтобы достичь желаемого или получить необходимый ответ, или побудить к действиям часто становится спасительным кругом для педагога.
Как социальный педагог может уменьшить сопротивление:
• помогать родителю заполнять анкеты, когда это необходимо;
• уведомлять родителей по телефону о том, когда его можно застать, чтобы встретиться у них дома или в школе;
• необходимо проводить совместные встречи с семьей, когда происходит смена сотрудника, работающего с этой семьей;
• в общении с семьей нужно использовать ясный простой язык, а не специальную лексику социального педагога;
• социальный педагог должен установить для себя, что он намерен быть честным и откровенным с семьей;
• педагог должен предоставить семье информацию о службе, указать, какие услуги может оказать и какие шаги будут сделаны. Социальный педагог должен стараться уменьшить двусмысленность роли службы, что может помочь и уменьшить тревогу родителей;
• социальный педагог не должен употреблять язык осуждения;
• социальный педагог должен вовлечь семью в обсуждение того, как она воспринимает свои проблемы и свои сильные стороны;
• социальному педагогу следует позволять родителям принимать собственные решения, когда это возможно, и выполнять эти решения.
• социальный педагог должен проявлять свое уважение очень явственно: обращаться к родителям по имени, отчеству.
• педагог должен выражать сочувствие к ситуации, которая сложилась у родителей. «Да, я понимаю, как вы хотите, чтобы больше этого не повторялось». «Я знаю, что когда у людей депрессия, им очень сложно справляться со своими ежедневными обязанностями». Сказанное не означает согласия, однако, оно выражает уважение и понимание, два элемента, необходимые для того, чтобы справиться с сопротивлением семьи;
• центрируйте то, что говорит родитель, перефразируя это в более позитивном виде. Например, когда родитель говорит: «Таких вещей в нашей семье раньше не случалось», социальный педагог может сказать: «Поэтому мы и должны хорошо поработать сообща, чтобы такого больше не случалось и в будущем».
Профилактика девиантного поведения у подростков
1.Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющего поведения. Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
Последовательность во взаимодействиях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
5. Позитивность взаимодействия
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
6. Поощрение положительных изменений
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
7. Разумный компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
8. Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
9. Системность
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
10. Гибкость
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА КАК ВИД НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Психологический стресс могут вызвать любые значимые жизненные обстоятельства: урок, общение с друзьями, предстоящий разговор с родителями или учителем, правила или отметки, покупка нового платья и т.д. Будет неправильным считать, что стресс – это плохо. Действительно, в состоянии стресса могут наблюдаться ухудшение внимания, памяти, мышления, неадекватность оценки ситуации, чрезмерная двигательная активность, либо заторможенность и т.д. Но стресс и приумножает силы человека, мобилизуя его внутренние ресурсы для преодоления возникшего препятствия, достижения поставленной цели. Положительные эффекты проявляются в повышении работоспособности. Можно сказать, что в некоторых случаях стресс добавляет интереса к жизни, заставляет тянуться вверх, помогает быстрее думать и действовать. Именно стресс помогает достичь успехов в спорте, активизирует мыслительную деятельность, память, внимание. Когда мы сталкиваемся с трудностями, то, пытаясь преодолеть их, испытываем либо горечь неудачи, либо радость победы. Когда же проблем нет, мы зачастую испытываем утрату интереса и ощущаем апатию. Селье отмечал, что различным людям для счастья нужно различное количество стресса, подчеркивая его положительное значение и человеческую индивидуальность. Он полагал, что даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс, и приравнивал его отсутствие к смерти.
Способы снятия стресса:
Физические упражнения
Советуем вам погулять, сделать пробежку, покататься на велосипеде, сходить на танцы, в бассейн или поиграть в теннис.
Расслабление
а) сядьте поудобнее или садитесь, закройте глаза. Сконцентрируйтесь на расслаблении каждой части вашего тела, начиная с кончиков пальцев ног и до макушки. Когда вы полностью расслабитесь, продолжайте спокойно лежать или сидеть, наслаждайтесь этим ощущением;
б) чередуйте напряжение мышц с их расслаблением ( 5-7 секунд напряжение, 20-30 секунд расслабление). Эта процедура снимает стресс и способствует крепкому сну.
Отрыв от повседневности
а) поездка в отпуск или на выходные дни. День или два вдали от дома обеспечат необходимый для восстановления сил перерыв, дадут возможность со стороны посмотреть на ваши проблемы и существенно ослабят стресс.
б) театр, кино, телевидение, книги. Хороший фильм, интересная телепередача или книга могут ослабить стресс;
в)образы. Представьте себе приятную, мирную картину. Это может быть озеро, луг, пляж, лес, река, пустыня или любое другое место, которое вам действительно нравиться. Почувствуйте все цвета. Звуки и запахи. Сохраняйте образ в течение нескольких минут;
Массаж
Эта процедура полезна и когда ее проводят близкие специалисты, и когда вы занимаетесь этим сами. Самомассаж головы, шеи, плеч и ступней приносит мгновенное облегчение.
Снижение темпа жизни
Один из самых простых способов уменьшить стресс - это просто снизить темп жизни.
Пересмотр жизненных позиций
Не стоит тратить время и энергию на достижение цели, которая на самом деле не так уж важна для вас.
Памятка Поведенческие признаки жестокого обращения с несовершеннолетними
Младенцы и дети раннего возраста:
изолированные, замкнутые, не ожидают участия, пристальная наблюдательность, боязнь идти на контакт, прилипчивое поведение, кажущиеся признаки аутизма, в депрессии, неэмоциональные
Дошкольники:
робкие, перепуганные, стараются угодить, реверсирование роли, физические признаки стресса, агрессивны с другими детьми
Школьники:
“маленькие помощники”, сложность соотношения, хроническая
паника, страх (его отсутствие) перед родителями, излишние
элементы одежды
Подростки:
враньё или воровство, драки, агрессивное поведение, злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами, прогулы школы/самовольное отлучение, плохие межличностные отношения, социальная замкнутость
Дети, чьими потребностями пренебрегали
• Заброшены
• Плохо питаются и обезвожены
• Не наблюдаются у педиатра
• Опасное физическое окружение
• Оставлены без присмотра
• Нехватка физического ухода/гигиены
• Плохо одеты
• Пренебрегают образованием
• Эмоциональный вакуум
Поведенческие и эмоциональные признаки у ребёнка, чьими потребностями пренебрегают
Отстаёт в развитии во всех областях
• Невосприимчивый, тихий, апатичный, медленный
• Не заинтересован в межличностных отношениях
• Кажется голодным, уставшим и сонным в школе, крадёт еду
• Неконтролируемый
• Плохо учится
Памятка
Жестокое обращение в эмоциональном плане
• Отвержение
• Присутствие при домашнем насилии
или плохом обращении с братом или сестрой
• Вселение паники/терроризирование
• Эксплуатация или растление
• Отказ в эмоциональной близости
• Изолирование
• Ограничение свободы передвижения
• Отказ в удовлетворении потребностей
Оценка жестокого обращения в эмоциональном плане
1) Счастлив ли ребёнок, продуктивен ли, хорошо ли чувствует себя по признанным в данной культуре нормам?
2) Являются ли поведение и действия ребёнка анормальными? Есть ли задержки в развитии или признаки депрессии?
3) Длительная и хроническая модель родительского поведения?
4) Ставятся ли ребёнку какие-либо препятствия, которые мешают ему функционировать в соответствующей его возрасту манере?
Причины предоставления неверной информации
• Некоторые родители не считают, что с ними жестоко обращались когда они были детьми.
• Они с ранних лет знают, что критика или жалобы на поведение родителей приводят к еще худшему обращению.
• Некоторые могут отрицать факт жестокого обращения и вместо этого поддерживать иллюзию того, что родители на самом деле очень хорошо к ним относились, чтобы сохранить позитивное мнение о себе, своих родителях и своём детств.
Эмоциональная рана может быть настолько глубокой, что родители могут даже не помнить жестокого обращения.
Взрослый, чьими потребностями пренебрегали в детстве может не знать, с чем сравнить свой опыт.
Совсем немногие могут признаться “да, моими потребностями пренебрегали”
ПАМЯТКА
По мнению родителей, «хороший» социальный работник...
Умение слушать родителей и понимать их точку зрения - исследование показывает, что этот фактор, кардинальным образом влияющий на успех процесса.
§ Способность поддержать позитивный настрой по отношению к родителю, умение не оценивать его заранее.
§ Способность поверить в то, что родитель может измениться, невзирая на все проблемы, имевшиеся в прошлом.
§ Способность оказывать конкретные услуги (например, помочь обеспечить едой, одеждой, пристанищем, необходимой мебелью).
§ Умение общаться с родителями честно и прямодушно. Способность доводить начатое дело до конца.
§ Способность оставить семье столько самостоятельности в действиях, сколько возможно.
§ Умение активно исследовать сильные стороны родителей, чтобы основывать на этих сильных сторонах свои варианты решения тех проблем, которые привели к насилию или пренебрежению нуждами ребенка.
§ Умение поощрять и хвалить родителей за их успехи и за продемонстрированные сильные стороны
Как социальный педагог своими действиями может повысить сопротивление родителей:
* Социальный педагог может проявить культурную нечувствительность. Педагоги могут быть слишком фамильярными с родителями, могут пренебрегать распределением ролей в семье в зависимости от пола или возраста и т.п.
* Социальный педагог может использовать специальные термины, которых родитель не понимает. Это может показаться проявлением высокомерия, или пренебрежением к потребности родителей понимать, что говорит социальный педагог.
* Социальный педагог может неправильно понимать точку зрения родителя на его проблемы или на потенциальные решения этих проблем. Это повышает отчуждение и увеличивает у родителей ощущение, что педагог что-то делает с ними, а не вместе с ними.
* Социальный педагог может демонстрировать карающее, властное или угрожающее отношение к родителям.
* Социальный педагог может чересчур акцентировать проблемы семьи, пренебрегая ее сильными сторонами.
* Социальный педагог может выражать грубое, осуждающее отношение к родителям. Осуждающее отношение часто повышает сопротивление, и понижает возможность найти взаимопонимание. Родитель может захотеть просто отвергнуть социального педагога, а, отвергая его, он лишается доступа к услугам, которые ему необходимы для улучшения своей семейной жизни.
* Социальный педагог может использовать запугивание, а не защищающую власть. Чрезмерное использование своей власти, когда это не нужно, чтобы достичь желаемого или получить необходимый ответ, или побудить к действиям часто становится спасительным кругом для педагога.
Как социальный педагог может уменьшить сопротивление:
• помогать родителю заполнять анкеты, когда это необходимо;
• уведомлять родителей по телефону о том, когда его можно застать, чтобы встретиться у них дома или в школе;
• необходимо проводить совместные встречи с семьей, когда происходит смена сотрудника, работающего с этой семьей;
• в общении с семьей нужно использовать ясный простой язык, а не специальную лексику социального педагога;
• социальный педагог должен установить для себя, что он намерен быть честным и откровенным с семьей;
• педагог должен предоставить семье информацию о службе, указать, какие услуги может оказать и какие шаги будут сделаны. Социальный педагог должен стараться уменьшить двусмысленность роли службы, что может помочь и уменьшить тревогу родителей;
• социальный педагог не должен употреблять язык осуждения;
• социальный педагог должен вовлечь семью в обсуждение того, как она воспринимает свои проблемы и свои сильные стороны;
• социальному педагогу следует позволять родителям принимать собственные решения, когда это возможно, и выполнять эти решения.
• социальный педагог должен проявлять свое уважение очень явственно: обращаться к родителям по имени, отчеству.
• педагог должен выражать сочувствие к ситуации, которая сложилась у родителей. «Да, я понимаю, как вы хотите, чтобы больше этого не повторялось». «Я знаю, что когда у людей депрессия, им очень сложно справляться со своими ежедневными обязанностями». Сказанное не означает согласия, однако, оно выражает уважение и понимание, два элемента, необходимые для того, чтобы справиться с сопротивлением семьи;
• центрируйте то, что говорит родитель, перефразируя это в более позитивном виде. Например, когда родитель говорит: «Таких вещей в нашей семье раньше не случалось», социальный педагог может сказать: «Поэтому мы и должны хорошо поработать сообща, чтобы такого больше не случалось и в будущем».
Профилактика девиантного поведения у подростков
1.Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Выявление причин
Нужно найти причины отклоняющего поведения. Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
Последовательность во взаимодействиях
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
5. Позитивность взаимодействия
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
6. Поощрение положительных изменений
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
7. Разумный компромисс
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
8. Индивидуальный подход
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
9. Системность
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду. Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
10. Гибкость
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
НЕУДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА КАК ВИД НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
Этот вид насилия подразумевает нежелание или неспособность родителей удовлетворять нужды ребенка, связанные с развитием его физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Такое происходит не только в тех случаях, когда семья испытывает материальные трудности. Иногда родители ведут себя подобным образом, пользуясь зависимым положением ребенка и, соответственно, злоупотребляя своими правами.
Формы неудовлетворения основных жизненных потребностей ребенка:
• Дети, которых родители выгнали из дома.
• Дети, которые страдают от истощения и обезвоживания, т.е. детей не кормят вообще или кормят недостаточно.
• Дети, которые не получают необходимую медицинскую помощь.
• Дети, которые живут в опасной физической среде. Если в доме грязно, это само по себе еще не создает угрозу жизни и здоровью ребенка, однако ребенку может быть нанесен серьезный вред, если он проживает в условиях антисанитарии или риска получения физических травм. Грязь (открытые мусорные баки, гниющие остатки пищи, экскременты животных и людей) и другие признаки антисанитарии могут стать прямой причиной возникновения у ребенка серьезных заболеваний. Опасные физические условия в доме и его окрестностях подвергают ребенка риску получения серьезных травм.
• Дети, которых оставляют без присмотра: дети, которые слишком малы, чтобы самостоятельно удовлетворять свои потребности.
• Дети, в отношении которых родители не обеспечивают физический уход и соблюдение правил гигиены. Здесь следует отметить, что грязный ребенок необязательно подвержен риску. Тем не менее, постоянное отсутствие физического ухода может повысить риск заболевания.
• Дети, которые носят одежду, не соответствующую погодным условиям. Ребенок, который недостаточно одет в плохую погоду, рискует заболеть от переохлаждения.
• Неспособность или нежелание родителей отправить детей в школу и обеспечить получение ими базового образования либо рекомендованного специализированного образования квалифицируется как неудовлетворение потребностей детей в области образования.
Уже доказано, что под воздействием каких-либо травматических переживаний, например, из-за того, что дети боятся шага ступить без ожидания унижений, оскорблений, наказаний и воспринимают ближнего как врага, как основной источник опасности – в них развивается пессимизм, безнадежность. Они часто сохраняют эту оценку на всю жизнь, не верят в себя, становятся нерешительными. Поэтому такие дети будут неутомимо пытаться завоевать авторитет, пытаться не быть ничем, а стать всем.
Любой детский психолог скажет, что дети испытывают особенную жажду власти и авторитета, жажду повышенного чувства собственного достоинства. Дети хотят действовать, хотят иметь большое значение. В одном случае ребенок живет в согласии с родителями, в другом – он находится в атмосфере враждебности и развивается в противоречии требованиям общественной жизни. Он думает: “Я здесь ничто, я ничего не значу, меня не замечают”. И тогда на первый план выходит чувство неполноценности, недостаточности, унижения.
Когда дело доходит до того, что дети в угнетающем чувстве своей ничтожности уходят в оборону, тогда может проявиться такое явления, которое называется беспризорность.
Семья. Пренебрежительное отношение к ребенку очень часто встречается в семьях с так называемой гипопротекцией. Это стиль воспитания, при котором ребенок находится на периферии внимания родителей и попадает в поле их зрения только тогда, когда случиться что-то серьезное (болезнь, травма и т.п.). Родители не проявляют к ребенку никакого интереса и могут полностью игнорировать как его естественные (сон, еда), так и психологические (любовь, нежность, забота) потребности.
Родители, исповедывающие такой стиль воспитания, рассматривают ребенка как обузу, мешающую заниматься собственными делами. Поэтому ребенок в такой семье оказывается не только в эмоциональной изоляции, но и очень часто подвергается наказаниям, когда пытается все же тем или иным способом удовлетворить свои потребности.
В результате соответствующего воспитания и постоянных наказаний от любви к родным не остается ничего, кроме видимости или привычки. Но часто нет даже этого и дети действуют против семьи. В жизни они играют роль людей, которым недостает чувства солидарности, у которых не сложились отношения с людьми, и они видят в ближних что-то враждебное. Они все время начеку, чтобы кто-нибудь другой их не обманул. Очень часто от таких детей можно слышать, что они готовы “растерзать” своих родителей. Недоверие прокрадывается во все отношения. Из-за него все время увеличиваются трудности совместной жизни. У них также очень часто наблюдаются деструктивные наклонности. Трусливое коварство растет в них само по себе из-за их недостаточного доверия к самим себе и к окружающим.
Итак, невозможность удовлетворения своих потребностей в семье приводит детей к тому, что они ищут себя в побочной деятельности, а не главной области отношений.
ПАМЯТКА
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛ
Аутсайдер (жертва буллинга):
*его школьные принадлежности (учебники, тетради, личные вещи) часто бывают разбросаны по классу, или спрятаны;
*на уроках ведёт себя скрытно, боязливо, когда отвечает, в классе начинают распространяться шум, помехи, комментарии;
*во время перемены, в столовой, держится в стороне от других школьников, скрывается, убегает от сверстников и старших школьников, старается находиться недалеко от учителей, взрослых;
*его оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища, на агрессивные действия со стороны других детей он реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать, плачет; как правило, потенциальными жертвами агрессии являются физически слабые, неспортивные юноши, девочки, которые одеваются беднее своих сверстниц;
*хорошо ладит с учителями и плохо со сверстниками;
*опаздывает к началу занятий или поздно покидает школу;
*во время групповых игр, занятий, его игнорируют или выбирают последним.
Агрессор (булли):
*на уроке постоянно привлекает к себе внимание, вступает в пререкания при получении отрицательной отметки, вспыльчив и груб;
*манипулирует кругом друзей и знакомых, многие дети его боятся или заискивают перед ним;
*может лгать или жульничать, чтобы избежать ответственности за свои действия;
*на его поведение поступают жалобы как от детей, так и взрослых;
*не может обуздать свой нрав, так, как это умеют делать его ровесники;
*прогуливает школу, часто бывает в компании сверстников из других школ, районов;
*входит в состав небольшой группы, терроризирующей класс или школу;
*спекулирует на непонимании, враждебном социуме, избегает общественно полезной деятельности, поскольку это может быть истолковано как признак слабости.
Программа действий:
Аутсайдер (жертва буллинга): приносит себя в жертву, подавляет свои желания, чувства и эмоции, страдает, испытывает тревогу; позволяет другим делать выбор за себя; избегает конфликтов, не достигает своих целей.
Агрессор (булли): добивается своих целей за счет других детей; предпочитает демонстративно выражать свои эмоции и причинять вред другим, делает выбор за других или оскорбляет, если его мнение игнорируют. Уверенный в себе ребенок: утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и другим.
Отношение к окружающим : Аутсайдер (жертва буллинга)- чувствует симпатию, вину или презрение по отношению к соперникам, достигает своих целей за счёт усидчивости и интеграции вне школы. Агрессор (булли) - чувствует себя победителем, чаще нападает, чем защищается, как и аутсайдер, может оказаться в изоляции от сверстников. Уверенный в себе ребёнок: ощущает уважение к своим нуждам и способен открыто выражать свои мысли и чувства; имеет возможность достигать цели; стойко переносит конфликтные ситуации.
Советы взрослым по обеспечению безопасности детей в киберпространстве:
Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
· Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
· Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
· Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
· Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
· Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
· Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.
Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.
Буллинг (от англ.) – запугивание, унижение, оскорбление, физический или психологический террор.
Кибербуллинг – буллинг, осуществляемый в виртуальной среде с помощью интернета и мобильного телефона.
1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.
2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.
3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:
- у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;
- несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;
- у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;
- склонен к депрессии.
4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.
5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
6. Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».
7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.
Как помочь молодому пользователю,
если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.
1. Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.
2. Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.
3. Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.). Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.
4. Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье. Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.
Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами
1. Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребёнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.
2. Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.
3. Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.
4. Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
5. Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.
6. Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту.