Замещающим родителям

  Эмоциональная привязанность у воспитанников приемной семьи
 
Перемещение из семьи в семью, даже при самых лучших условиях – это время беспокойства для ребенка и  подростка. У них очень много потребностей в этот период. Эти потребности можно разделить на 5 основных  категорий:
 
   1. Потребность в информации:
 
Детям необходимо знать ответы на следующие вопросы, даже если они не задают их прямо.
 
-          Кто эти люди, с которыми я буду жить или живу?
 
-          Буду ли я в безопасности?
 
-          Что происходит с семьями или семьей, которую я оставил?
 
-          Увижу ли я еще тех, кого оставил? Когда? Как?
 
-          Что мне делать, если я плохо себя чувствую, голоден или мне одиноко?
 
-          Как долго я буду жить здесь?
 
-          Куда я пойду, если оставлю семью?
 
-          Кто решает мою судьбу?
 
-          Как я дам понять тому, кто принимает решения за меня, что я хочу?
 
-          Что будет со мной?
 
  2. Потребность в утешении/поддержке
 
Дети и подростки должны постоянно слышать, что это не они виноваты в том, что теперь находятся в замещающей  семье, и то, что взрослые должны заботиться о них и защищать их. Они должны чувствовать, что здесь они не  подвергнутся насилию и оскорблениям, что они могут верить взрослым, которые теперь о них заботятся, что их  новый дом безопасен для них. Им необходимо знать, что нет ничего страшного, если они совершат ошибки. Кроме  того, им нужно напоминать, что они значимы и важны
 
  3. Разрешение испытывать страхбеспокойствонервозностьзлость и пр.
 
Дети и подростки должны постоянно слышать, даже если они не спрашивают об этом, что они могут испытывать  злость, беспокойство, грусть или смущение по поводу того, через что они прошли
 
   4.  Положительная демонстрация своих чувств.
 
Дети и подростки должны слышать и видеть, что даже если они и испытывают злость, грусть или безумие, они  должны выражать эти чувства таким образом, чтобы не ранить себя, других членов семьи или имущество. Приемные  родители, психологи и врачи должны научить детей такому поведению.
 
  5. Потребность во временичтобы привыкнуть и забыть боль.
 
Детям и подросткам необходимо время на то, чтобы ответить на все свои вопросы и разобраться в своих чувствах.  
Формирование привязанности  требует времени, а формирование сильной привязанности требует еще большего  времени.
 
   •Дети должны испытывать привязанность к взрослому, чтобы полноценно развиваться.
 
    •Дети, подростки и взрослые привязываются к тем, кто удовлетворяет их потребности.
 
    •Привязанность длится долго и не угасает, несмотря даже на дальние расстояния.
 
    •Дети и подростки могут по ряду причин привязываться к взрослым, которые оскорбляют их и плохо к ним  
относятся.
 
    •Замещающие родители должны помочь детям привязаться к кровной семье, чтобы они могли вернуться в нее.  
Если воссоединение семьи невозможно, привязанность к кровным родителям поможет зародиться чувству  
привязанности к приемной семье.  
 
    •Детям и подросткам с проблемами привязанности необходима особая помощь для развития у 
них  ответственности, логического мышления, способности контролировать свои эмоции, повышения чувства  собственного достоинства, улучшения отношений с другими людьми, понимания себя лучше и уменьшения проблем  в развитии.
 
    •Приемные родители совместно с социальными работниками могут помочь детям развить и сохранить  
привязанность, опираясь на реалистичные ожидания и измеряя успех не теми целями, которые были достигнуты, но  шагами, которые были проделаны для достижения каждой из целей.
 
Список признаков здоровой привязанности, которые следует оценивать для определения того, существуют ли у  ребенка особые потребности.
 
Развитие ответственности:
 
-          чувствует себя виноватым, испытывает стыд или беспокойство после того, как сделал что-то, что ранит других;
 
-          признает свою ответственность за что-то не так сделанное.
 
Контролирование эмоциональных вспышек:
 
-          сам ставит ограничения своего поведения;
 
-          думает и планирует на будущее;
 
-          думает о последствиях.
 
Чувство собственного достоинства:
 
-          демонстрирует чувства гордости и достоинства;
 
-          принимает похвалу;
 
-          умеет веселиться.
 
Взаимодействие с другими людьми:
 
-          ласков и приветлив с другими, умеет правильно реагировать на теплоту;
 
-          требует внимания образом, соответствующим его возрасту и ситуации;
 
-          не пытается контролировать все ситуации;
 
-          не ставит себя в ситуации конфликта с другими детьми или подростками;
 
-         ведет себя в соответствии со своим возрастом.
 
Самосознание:
 
-          понимание собственных чувств;
 
-          понимание чувств других людей;
 
-          выражение своих чувств.
 
Мышление:
 
-          понимание причинно следственных связей;
 
-          способность думать логически;
 
-          способность мыслить абстрактно;
 
-          понимание места и времени.
 
Развитие:
 
-          умение проделывать мелкие и крупные движения;
 
-          хорошо развиты речь и слух;
 
-   демонстрация соответствующего возрасту эмоционального, умственного и физического развития.
 
        
Дети должны испытывать чувство привязанностиПросто потомучто должныОни не могут полноценно  развиваться без чувства привязанности к взросломут.ких чувство безопасностиих восприятие мираих  развитие зависит от него.
   
                                                  Советы родителям по преодолению школьных  трудностей
Правило первоене бей лежачего.  
      Не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и дома от своих  родителей он ждет спокойной помощи, а не новых попреков. Ребенку очень хочется быть в ваших глазах хорошим.  
Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших 
глазах хорошим.
 
Правило второене более одного недостатка в минуту.
     Чтобы избавить ребенка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. Знайте меру. Иначе ваш ребенок  
просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствительным к вашим оценкам.  
Сдерживать себя очень трудно, но по возможности  выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас  для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нем.
 
Правило третьеза двумя зайцами погонишься  
      Посоветуйтесь с ребенком и начните  с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него  
самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость  
чтения, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа.
 
Правило четвертоехвалить исполнителякритиковать исполнение.  
        Оценка должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В ваших силах  помочь отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности надо похвалу. Положительная  оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей  похвале ребенок начнет уважать себя за эти качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания  
учиться. А вот критика должна быть, возможно, более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в  два». Эта форма отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на  
отношении ребенка к знаниям, его вере в успех. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат  его труда не высок. Объясните ему, что важен не только результат, а и знания, которые он приобретает в результате  ежедневного упорного труда.
Правило пятоесравнивать сегодняшние успехи  ребенка с его собственными вчерашними неудачами.  
       Не надо сравнивать достижения ребенка с нормами оценивания или успехами других учащихся. Ведь даже самый  малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
 
Правило шестоене скупитесь на похвалу.
       Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок,  соломинку успеха, и у ребенка возникает плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.  
Ведь родительские: « Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не хочу, не могу, не буду!»
 
Правило седьмоетехника оценочной безопасности.
      Оценивать детский труд надо очень, дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой  
соединены плоды очень разных усилий ребенка - и правильность вычислений, и умение решать задачи  определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При дифференцированной оценке у ребенка нет  ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: « Еще не  знаю, но могу и хочу знать».
 
Правило восьмое: ставьте перед ребенком  вполне конкретные и реальные цели 
      Тогда он попытается их достичь. Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь  заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять ошибок, не берите с него обещания постараться  в следующий  раз написать без ошибок. Договоритесь, что их будет не более семи, и радуйтесь вместе с ребенком, если это будет  достигнуто.
 
Правило девятое: ребенок должен быть не объектома соучастником оценки.
       Ребенка нужно учить самостоятельно, оценивать свои достижения. Умение себя оценивать является необходимым  компонентом умения учиться –главным средством преодоления  учебных трудностей. Приучение  к самооценке  
начните ее дифференциации. Самооценка ребенка, воспитанного на принципах безболезненного оценивания, сделает  его относительно защищенным от сурового несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки  заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила» и то, что ребенок сел за  уроки вовремя и без напоминаний.
 
Правило десятоеоценка должна выражаться в какихлибо зримых знаках.  
Очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-то зримых знаках.  
Для этого используйте «линеечки», графики, таблицы и т.д., которые помогут наглядно сравнивать вчерашние и  сегодняшние достижения ребенка. 
 
 
                                                                   Выбор профессии  
 
Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной  
зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь законных представителей в ее решении  
просто неоценима. Ведь именно они лучше чувствуют и знают ребенка, наблюдают его характер, привычки и  
интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми.
    Задумываясь о выборе будущей профессии для  ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы:
-   Какие интересы и склонности Вы отмечаете у ребенка?
-   Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента?
-   Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у воспитанников?
-   Кем  хочет стать ребенок?
-   Чем  Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)?
-   Согласен ли несовершеннолетний с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий?
-   Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить  ребенок?
       Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять ребенка, помочь ему осуществить выбор  
профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире.  
 
 
ПРИНЦИПЫКОТОРЫМИ ДОЛЖЕН РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКВЫБИРАЮЩИЙ  
ПРОФЕССИЮ
 
ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:  
  что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  что от него потребует работа и трудовой коллектив.
ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам,  
склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.
ПРИНЦИП АКТИВНОСТИ. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть:  
практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со  
специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу  
или профконсультанту.
ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой  
профессии. Это — психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие,  
добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение  
переносить неудачи, выдержка, настойчивость.
 
 
                                         Как выбрать профессию?
 
1. Проанализируйте три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать  
профессиональный план в действие.
Фактор «ХОЧУ»
Правило первое. Поговорите с ребенком о профессиях и помогите ответить на следующие вопросы:
1) Что ему (ейнравитсяинтересночем хотелось бы заниматься в будущем?
2) Что привлекает в данной профессии?
             а) «модная» профессия 
             бребенок считаетчто у него есть к этой профессии особые способности;
             внедавно он (онапосмотрел (афильмгде главным героем был представитель той или иной профессии.
Основная задача здесь – побудить ребенка к самонаблюдению и самоанализу 
Правило второеНе критикуйте выбор ребенка.
Лучше расспросить – что его (еепривлекает в данной профессиит.кна критику очень часто может  
последовать обратная реакция – ребенок станет доказывать вам (а заоднои себе!), что его выбор самый лучший и  
правильныйИ лишь укрепится в своем мнении.
Оставьте разговор на какое-то времяпотомкак бы невзначай, «обнаружить», напримерв рейтинге  
профессийчто его выбранная им специальность стоит в самом низу по спросу на рынке труда 
Фактор «МОГУ»
Правило третьеСамим законным представителям отчетливо понимать - на что способен ребенок.
Есть ли у него ограниченияМедицинская статистика утверждаетчто большинство подростков в  
возрасте 16-17 лет имеют заболеваниякоторые ограничивают их в выборе некоторых профессийИ это вовсе не  
обязательно профессиипредъявляющие повышенные требования к здоровьютакие как летчик или военный.
Напримересли у ребенка плоскостопие (всего лишькак подумают многиеему не рекомендованы профессии  
связанные с долгим стоянием на ногаха таких профессий очень много – и вовсе не обязательно у станка 
преподаватель тоже очень много времени проводит стояИ это один лишь примерА аллергииИли  
неврологические проблемыкоторыми страдают очень многиеНапримербыстрая утомляемость  и сниженное  
внимание?
Достаточно ограничений могут добавить психологические проблемы!
Получится ли хороший менеджер из неуверенного человекабоящегося принять решениеизбегающего  
ответственности 
Сможет ли вести переговоры человеккоторый боится или не умеет внятно изложить свою точку зренияИ  
если он плохо понимает собственные мотивы и мотивы другого человекавряд ли его ждет успех в работе с  
людьмиК счастьюмногие психологические проблемы исправляются прощечем медицинские.
Но «может» - это не только об ограниченияхсвязанных со здоровьемВедь некоторые дети имеют 
наоборотвыдающиеся способности в различных областях знанийискусствеспортеИ надо подуматьгде эти  
способности могут быть наиболее успешно применены 
Пока мы говорили о «хочу» и «могу». И то и другое относится к внутренним факторамт.ек самому ребенку 
А теперь поговорим о третьей области – «целесообразно или надо», которая зависит так же и от внешних  
факторов 
Фактор «НАДО»
Где способности ребенка могут быть востребованы?
Предположимваш ребенок мечтает о профессии юристаСмотрит фильмы об адвокатахна уроках  
выступаетизучает книги по логике и риторикеПри этом понимаетчто сразу после университета его вряд ли  
ждет адвокатураПридется поработать лет 5 следователем или рядовым юристомТ.евполне адекватно  
оценивает свою карьерупо крайней мерена несколько лет впередИ при этом вы где-то прочиталичто в стране  
отмечается «перепроизводство» юристовПонятночто им будет труднее найти работуможет упасть уровень  
их зарплатТем не менееюристы все равно будут нужныа ваш ребенокс его заинтересованностью и  
целеустремленностьюпохожеимеет все основания преуспеть в этом делеТак пусть дерзает!
Или напротиввы видитечто увлечение девочкискажемдизайном одежды достаточно случайноеона не  
очень-то представляет всех сложностей этой профессиии не хочет о них задумыватьсяНе понимаетчто после  
окончания ВУЗавероятнопридется поработать на производствеа отнюдь не в модной дизайн - студииДа и  
характер у нее не тотчтобы пробиваться в этих весьма специфических и непростых джунглях под названием «мир  
моды». В этом случае имеет смысл мягко подбрасывать развенчивающую миф информацию.
2. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
3. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
4. Помогите исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
5. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации 
основного плана.  
 
При выборе профессии также можно руководствоваться следующим планом:
Шаг 1. Помогите ребенку разобраться в самом себе, своих интересах, определите сферу деятельности, которая  является наиболее предпочтительной.
Мир профессий огромен, и, чтобы в нем не заблудиться, его условно поделили на 5 сфер:
Человек – Человек (работа с людьми).
Человек – Техника (работа с механизмами, машинами).
Человек – Природа (работа с животными, растениями).
Человек – Знаковые системы (работа со «знаками» : цифры, чертежи, схемы).
Человек – Художественный образ (создание произведений искусства, творчество).
Шаг 2. Каждая сфера деятельности включает в себя массу профессий. Составьте список профессий которые   
нравятся ребенку больше других, подробно изучите их. Подумайте, чем занимаются люди той или иной  профессии?
Проанализируйте  список по следующему плану:
- Выбираемая профессия и будущий род занятий;
- Выбираемая профессия и жизненные ценности;
- Выбираемая профессия и жизненные цели;
- Выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
- Желательный уровень профессиональной подготовки;
- Выбираемая профессия и способности;
- Желательный характер и условия работы.
Шаг 3. Список профессий составлен. Какую из них предпочесть? Тщательно взвесьте  возможности овладения  той или иной профессией.
Существуют  требования самой профессии к человеку. Проанализируйте, достаточно ли у ребенка  
профессиональных качеств, интеллектуальных способностей, соответствующих данной профессии. Чтобы  разобраться в этом, необходимо обратиться за помощью к психологу – профконсультанту.
Проверьте, нет ли  медицинских противопоказаний к освоению выбранной профессии.
Шаг 4. Проконсультируйтесь со специалистом службы занятости, пользуется ли спросом выбранная профессия  на рынке труда. Иначе, затратив время и усилия на овладение профессией, ваш 
ребенок может остаться без работы.                                                                                                                           
Шаг 5. Проанализируйте и проверьте результаты. Убедитесь в правильности Ваших размышлений, обсудите  решение  в семье.
поделиться в: